Меню сайта
Для Вас, родители!
Главная » 2017 » Май » 15 » КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?
15:37
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?

В XIX веке во мно­гих семьях формировалась замечатель­ная привычка – чтение в кругу семьи. К сожалению, в наше время эта традиция постепенно исчезает.

Важно то, что при  совместном чтении между родителем и ребенком создается атмосфера доверия и внутреннего единства, потому что на определенное время они погружаются в одно и то же менталь­ное пространство.

Семейное чтение хорошо тем, что каждый член семьи имеет возможность высказать свое мнение о прочитанном и услышанном, дети учатся соотносить прочитанное с тем, как к этому относятся их близкие. Самое главное, что в процессе тако­го чтения взрослый дает ребенку воз­можность выговориться. Вы рассказы­ваете   ему   о   своем   видении   героя, он - о своем. Чтобы рассуждать, нужно формулировать мысль, а это требует особой работы, прежде всего родителей – они должны уметь слушать своих детей. Пятилетний ребенок легко запоминает, как пра­вильно говорить, если вы по ходу его речи поправляете часть слов (ни в коем случае не все, иначе он не сможет сформулировать мысль).  Ес­ли вы беседуете каждый день, то постепенно с вашей помощью он будет говорить четче. Следует обращать внимание родителей  на построение  предложений у ребенка при передаче мыслей, на то, чтобы в них были подлежащее, сказуемое и другие составные части.

Для семейного чтения очень подходят автобиографии, которых, к счастью, литераторы создали достаточно.

   Е.И. Николаева,  доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт- Петербурга, рекомендует родителям не бояться выбирать для семейного чтения сложные книжки. Она приводит пример, когда в 5 лет прочла своему сыну  «То­ма Сойера» М. Твена. Ее сына потрясла история «неправильного маль­чика», они  перечитали ее еще 4 раза подряд. До школы прочли М. Рида, Ж. Верна, Р.Л. Стивенсона. Многие сложные рас­суждения, особенно из Ж. Верна, Е. И. Николаева опускала, но гуманистические идеи этих авторов ребенку были понятны и в пять, и в шесть лет.

Итак, родители могут читать сложные тексты, формируя у ре­бенка способность мыслить и рассуждать. Но и самостоятельное чтение должно вызывать у ребенка удовольствие.

Сегодня понятна озабоченность родителей дошкольников: от детей в наше время  требуется умение читать с большой  скоростью, чтобы по­пасть в элитную  школу. Однако стоит иметь в виду, что освоение чтения - не эволюционный процесс, т. е. никогда отбор людей куда-либо не производился на основе умения читать. Эта способность значительно зависит от потенциальных возможностей детей. У части мальчиков нет угловой извилины в левом полушарии головного мозга, и в этом случае они не могут читать быстро, даже если их будут учить самые лучшие педагоги мира. Учителям и родителям нужно смириться с этим. Впрочем, не умели читать быстро и такие выдающиеся представители рода человеческого, как Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Г.Х.Андерсен, У. Черчилль, У. Дисней, С. Джобс. Это явление называется дислексией. Оно не отражается на спо­­собности мыслить, но связано со сложностями при чтении и, глав­ное,  сосредоточении. Так, Эйнштейн, получивший Нобелевскую премию, с трудом читал и плохо пи­сал. Но это не повлияло на его уме­ние думать. То же касается и других великих дислексиков. Скорость чтения не связана со способностью думать и придумывать. Если таких детей заставляют читать, они начи­нают ненавидеть это занятие. Стоит подчеркнуть, что часто у детей, которым трудно читать, рано развивается способность мыслить о сложных вещах. Научиться читать особенно тяжело леворуким детям.

Для начала рекомендую предложить детям для чтения стихотворные тексты. В них нет такой широкой строчки с большим числом букв, как в прозаическом тексте. При чтении сти­хов ребенок перелистывает страницы существенно чаще, и созда­ется ощущение, что у него получается читать быстро. Ребенку желательно читать каждый день хотя бы строчку, что­бы было движение вперед. Здесь следует проявить фантазию, на­пример: вы читаете текст, доходите до самого интересного места, в этот момент говорите ребенку, что устали и предлагаете ему про­честь дальше. Только когда он ошибается, поправляйте его ней­тральным тоном, и не во всех словах подряд, а только в некоторых, чтобы у него создавалось ощущение, что он может читать сам. Проблемы с чтением часто сопровождаются и особыми труд­ностями в речи. Поэтому создавайте условия, которые стимулиру­ют ребенка говорить четко. Например, поиграйте в радиостанцию, где каждый «диктор» (мама, бабушка, сам ребенок) предваритель­но должен записать на магнитофон свою речь (фразу,  стихотворение) и сделать это настолько четко, насколько возможно. Если у ребенка проблемы не только с чтением, но и с произноше­нием слов, - обратитесь к учителю-логопеду и выполняйте его рекомендации. Многие дети плохо говорят, потому что мало общаются со взрослыми, но часто смотрят мультфильмы, где герои говорят с использованием неправильной (потому что она рисованная) мимики. Дети учатся произносить слова, глядя на движения губ взрослых, поэтому, когда беседуете с ребенком, старайтесь говорить четко.

Молодым родителям стоит знать! Чтение включает два процесса: с одной сто­роны, узнавание букв и соединение их в осмысленные слова, с дру­гой - получение информации. Для родителей детей, имеющих про­блемы с чтением, возможным решением будет на некоторое время взять функцию получения информации на себя, а ребенку оставить процесс узнавания букв и соединения их в слова. Это не должно вызывать неудобства или ощущения ущербности.

      Наконец, еще одна проблема заключается в том, что родители требуют от ребенка читать, но сами этого не делают. И если он ви­дит, что по вечерам мама и папа смотрят телевизор, никакие уго­воры не сделают его читателем. Если ребенку сложно читать, то нужно помочь ему преодолеть эту проблему, а не создавать условия, позволяющие ему уходить от трудностей или избегать их. Поддерживайте ребенка в процессе освоения чтения, показывайте, как справляться с возникающими при этом сложностями, и вы научите его не только читать, но и жить в мире, где непростые ситуации встречаются регулярно, и их нужно преодолевать, а не обходить.

      Когда то чте­ние было практически единственным способом получе­ния информации, поэтому читающих было большинство.

      Информацию в современном ми­ре можно получить разными путями, каналов для получения информации множество. Я  люблю послушать аудиокниги, например, занимаясь домашними делами, в огороде, в транспорте по дороге в другой город. При этом глаза отдыхают, можно за­крыть их и представить, насколько хватит воображения, все сцены.

      Возникает вопрос: так ли необходимо получать информацию только посредством чтения?  Об этом стоит поразмыслить.

 Подготовила учитель-логопед  Серкунова К.Р. 

Категория: Рекомендации учителя-логопеда | Просмотров: 108 |
Категории раздела
Памятки
Адаптация к ДОУ
Консультации для родителей
Рекомендации учителя-логопеда
Рекомендации педагога-психолога
Рекомендации музыкального руководителя
Сведения о ДОУ
Сайты педагогов

МБДОУ Детский сад №28 © 2018