Меню сайта
Для Вас, родители!
Главная » 2017 » Апрель » 12 » СОВЕРШЕНСТВУЕМ РЕЧЬ В ЧИСТОГОВОРКАХ И СКОРОГОВОРКАХ
16:01
СОВЕРШЕНСТВУЕМ РЕЧЬ В ЧИСТОГОВОРКАХ И СКОРОГОВОРКАХ

         Наши славные, любимые, очень занятые папы и мамы! Подходит к концу  учебный год, и мы с радостью сообщаем вам, что мы замечательно потрудились, многому научились, и заметно в речевом развитии выросли. Мы освоили и «подружились» с огромным количеством трудных звуков, развили умения различать и выделять их в словах, приобрели навыки произношения, добиваясь такого нелегкого самоконтроля! Ох уж эти волшебные  и такие неуловимые звуки! Сегодня есть, а завтра…раз! и прилетела к нам сердитая Баба Яга и «украла» так нелегко доставшееся нам в тяжелом бою правильное произношение. И мы будем «сражаться» до конца, чтоб никто не посмел разрушить наш труд! Нам осталось совсем чуть-чуть, и мы будем на вершине успеха! А для этого нам необходимо закрепить «звуки-бойцы» в чистоговорках и скороговорках! Помогите нам!  Присоединяйтесь к нам! Устроим дома праздник « В стране Правильной Речи!», где будем соревноваться в грамотном произношении уникального жанра устного народного творчества – чистоговорках и скороговорках!

Уважаемые родители! Мы находимся на этапе автоматизации поставленных звуков в чистоговорках и скороговорках. Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи!

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения определенных звуков при регулярном их повторении.

Нелегко проговаривать некоторые сочетания звуков в чистоговорках! Не всем взрослым это удается, а детям тем более.  Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет «читать по губам». А затем темп следует увеличивать, при этом, не снижая качества произношения. Необходимо проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Рекомендуется произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а затем повторить фразы с разжатыми зубами.

Скороговорка – уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения, - так же замечательный инструмент для развития четкой и грамотной речи.

Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.


При работе с чистоговорками и скороговорками ребенку важно и нужно не только понять ее, но и запомнить. Для запоминания чистоговорок и скороговорок рекомендуется использовать мнемотехнику, т. е. систему приемов, облегчающих запоминание  и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). Например: У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы, рано утром пели птицы для царя и для царицы (см. схему)


                 

При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия. Прием опоры на наглядное изображение (зарисовку, мнемотаблицу) облегчает ребенку  воспроизводить тексты скороговорок.

Варианты работы с наглядностью могут быть самыми разными:

- срисовывание скороговорки;

- зарисовывание ее по памяти;

- проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;

- воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы) и т. д.

Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук. Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

В пособии  Е.А. Кодолбенко «Зашифрованные скороговорки». – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 32 с. (ссылка на deti-knigi.ru) представлены скороговорки и чистоговорки различной степени сложности в виде схематических рисунков. Как всякая игра, скороговорки легко воспринимаются детьми, а замена на визуальный образ не только облегчает запоминание материала, но и развивают память, воображение, внимание, обогащают словарь, способствуют становлению правильного произношения, развивают связную речь. Пособие адресовано педагогам, а так же родителям для индивидуальных занятий с детьми в домашних условиях. 


Подготовила учитель-логопед Серкунова К.Р..

 

Категория: Рекомендации учителя-логопеда | Просмотров: 260 |
Категории раздела
Памятки
Адаптация к ДОУ
Консультации для родителей
Рекомендации учителя-логопеда
Рекомендации педагога-психолога
Рекомендации музыкального руководителя
Сведения о ДОУ
Сайты педагогов

МБДОУ Детский сад №28 © 2018