Меню сайта
Для Вас, родители!
Главная » 2018 » Февраль » 13 » ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВНОЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
08:43
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВНОЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

        Забота о здоровье – это важнейший труд  воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из основных приоритетных задач педагогики. Целью работы учителя-логопеда на логопункте так же является формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Все чаще в последние годы появляются данные об увеличении числа детей с дизартрией, функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. В логопедической практике нарушения фонетической и просодической стороны речи встречаются при моторной алалии и дизартрии. В связи с этим появилась необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, пропедевтики, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями. В своей работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я использую комплекс оздоровительных мероприятий.

Одной из задач по развитию просодических компонентов речи является развитие артикуляционной моторики и мимики, общей и мелкой моторики. Эту задачу я решаю с помощью различных методов и приемов. Для развития артикуляции я использую  артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки, гортани. Применяю различные виды развивающего массажа: артикуляционный, аурикулярный, фонопедические упражнения Емельянова В.В. с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок, ортофонический метод Алмазовой Е.С, самомассаж лица кистей и пальцев рук, упражнения для суставов пальцев с злементами сопротивления. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувает щеки лица. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения  кожи лица повышают тонус голосовых  мышц.

Особенность проведения фонопедических упражнений заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, а так же  на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком. В проведении данных упражнений использую «толстый" - низкий речевой голос и «тонкий" - высокий речевой голос.

Для коррекции физиологического дыхания использую различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная  гимнастик А.Н. Стрельниковой. Речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

В своей работе я использую самомассаж кистей и пальцев рук. Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из упражнений: самомассаж тыльной стороны кистей рук; самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук; упражнений для суставов пальцев с элементами сопоротивления: расслябляющий самомассаж кистей и пальцев рук. Для более эффективного результата в проведении массажа я использую различные материалы: орехи, карандаши, шары су-джок.

Массаж ушных раковин (аурикулярный массаж) показан детям самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает ителлектуальные возможности. Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказания позволяет легко его использовать на  практике. Аурикулярного массаж  - это целенаправленное влияние на зоны артикуляционного аппарата. Рекомендуется массировать по порядку четыре определенные зоны – «козелок», верхнюю и нижнюю ямки, дорожку (мять, разминать, растирать, поглаживать ушные раковины).

На речевых занятиях я использую упражнения, направленные на общую гармонизацию организма и повышение уровня здоровья. В качестве таких упражнений я применяю известный даосский комплекс «Шесть целительных звуков» (в упрощенном варианте). Кроме того, детям я объясняю, что эти упражнения очень полезно выполнять и взрослым. Поэтому дома перед сном можно поиграть с мамой или папой. Спасибо древним даосам! Рекомендую уважаемым родителям познакомиться с ним поближе и применять его всей семьей в целях улучшения здоровья. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышение работоспособности, уверенности в себе;

- развитие дыхательного и артикуляционного аппаратов;

- стимулирование речевой функции;

- стимулирование двигательной функции.

Применение здоровьесберегающих технологий ориентированных на индивидуальность ребенка, позволит ему быть здоровым и добиться значительных успехов в развитии.

Литература

Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками/логопед.- 2005. -№2.

Гельм Е.И. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией/логопед, - 2010, -№4.

Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников/логопед,-2010.-№2.

 Подготовила учитель-логопед Серкунова К.Р.

Категория: Рекомендации учителя-логопеда | Просмотров: 72 |
Категории раздела
Памятки
Адаптация к ДОУ
Консультации для родителей
Рекомендации учителя-логопеда
Рекомендации педагога-психолога
Рекомендации музыкального руководителя
Сведения о ДОУ
Сайты педагогов

МБДОУ Детский сад №28 © 2018